Никто, кроме нас
7 октября, 2012
АВТОР: Андрей Рудалёв
Не так давно пообщались с публицистом, автором отличного труда «Возвращение масс» Александром Казинцевым. Выступая на традиционных «кожиновских чтениях» в Армавире, он отметил, что выход из сегодняшней крайне печальной ситуации состоит в том, что массы должны заявить о себе, должны выйти на площади. Хоть я и мыслю в схожем ключе, но в том момент это резануло слух. В его высказывании «улица», «площадь» были единственной панацеей. Когда мы за чашкой утреннего кофе стали обсуждать этот вопрос, оказалось, что принципиальных различий в восприятии у нас нет. Призыв выйти на улицу – вовсе не является подстрекательством к крушению всего и вся, это не средство к производству хаоса из которого может быть что-то вылепится новое, а может быть и нет. Что, кстати, произошло на рубеже 80-90 годов прошлого века. Этот призыв продиктован желанием сделать людей включёнными в историю, в современный общественно-политический процесс. Ведь сейчас основные массы находятся в стороне от магистральной дороги нашего сегодня, они самозамкнуты на своих личных проблемах и зачастую попросту не выглядывают за пределы очерченного круга собственных жизненных интересов или же становятся попросту безучастными наблюдателями. А в этот момент жизнь проходит мимо, и человек проскальзывает по ней, как по катку, куда-то в сторону.
Массы должны быть субъектами истории, политики, и это естественно. Их голос должен звучать и форматировать власть, которая не может к нему не прислушиваться. Когда же массы остаются немы, в их уста уже вкладывают нужные власти послания, которая через это легитимизирует свою «стабильность». Так мы можем бесконечно пенять на власть, обвинять во всех грехах, в тоже время как сами выдали ей мандат на автономность от нас, в том числе своей безучастностью. Какого угодно святого можно поставить во главе страны, но всё быстро изменится, если само общество перестанет императивно обращаться к нему.
Пока же массы пребывают в состоянии перманентной инфантильности. Мы привыкли, что за нас всё решают, все большие дела, серьёзные масштабные решения – не наше дело. Наш удел – малые дела. Мы все вдруг стали жить в своем домике, своей скорлупе, футляре, где важно лишь индивидуальное, всё же иное – не нашего ума дело. И это вполне логично: тут с кредитами не знаешь, как расплатиться, а вы говорите…
На днях мой коллега эмоционально написал в своем блоге и призвал прийти людей на суд: судили молодого человека. Он летом под алкогольными парами разогнался в городе и на огромной скорости врезался в дерево. Одна девушка-пассажирка погибла на месте, другая – через неделю. Друзья девчонок долгое время шумели в соцсетях, выражали негодование, но на первое заседание пришли единицы, виновник же вёл себя довольно нагло, видимо, рассчитывал на пару лет колонии поселения, а это означает, что убийство двух людей практически с рук ему сойдёт. Коллега написал и призвал людей прийти в суд, поддержать память погибших и, в тоже время, справедливость. Один из комментариев был, если разобраться, достаточно жуткий, но по нашим временам мы к таким репликам привыкли и уже не способны их адекватно оценивать: «А если бы 50 процентов «друзей» из соцсети пришли в зал суда – это бы изменило ситуацию?»
В последнее время мы живём с этим вопросом-утверждением: «Это бы изменило ситуацию?» В нём заключена философия нашей современной жизни, которая подверстана под наше личное самооправдание: что я могу? А что бы изменилось, если бы я? И все ответы, которые, по актуальной логике, должны срываться с нашего языка, заключены в одном слове: ничего!
«Ничего» – это, как чёрная дыра, злокачественная опухоль, разъедающая каждого из нас и общество наше в целом. От принятия этого самого «ничего» за аксиому мы сами становимся никем, пустым местом, случайным недоразумением.
Здесь можно вспомнить, что все гениальные произведения русской литературы 19 века двигались по пути обретения и осознания Бога и человека, от которого много, на самом деле, зависит, и частный грех одного может срезонировать до вселенской трагедии. Таково православное мировосприятие. А теперь всё больше превалируют ощущения героя платоновского «Котлована» Чиклина, который с восторгом выразил новое мировосприятие человека – «Я же – ничто!» – будто пародию на библейское «из ничего».
«Ничего» – это жизнь тотальной пустоты с предлогом «без» в пушкинском стихотворении «Я помню чудное мгновение». «Никто» – белый парус стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий», зависший, будто в безвоздушном пространстве без чётких целей пути, блуждающий в пустоте, избавлением от которой может стать только буря и смерть. Это белая точка на белом листе бумаги. А после в «Бородино» – общность простых людей, наделённых осознанием исключительной важности своей миссии. Через это они становятся легендарными героями, практически полубогами, совершающими деяния вселенского масштаба. Вот они, две разные позиции: самозамкнутого на себе индивидуализма, бесплодного и бесцельного, и обыкновенных людей, вписанных в историю, а потому приобретших черты героики.
Сейчас же мы все тоскуем, что героев у нас нет, время безгеройное. А, быть может, потому и нет, что нам внушено (и мы с этим безропотно согласились), будто от нас ничего не зависит, и что бы мы ни делали, всё равно ничего не изменится. Как с такими мыслями может жить мужчина, не понятно. Конечно, он заполняет свою жизнь всяческой шелухой от семечек: бредит о «тачках», бегает по бабам, всё больше превращаясь в инфантильного ребёнка, но ведь ревизия рано или поздно наступит и надо будет дать ответ и, в первую очередь самому себе…
Оттого и общество у нас такое раздифференцированное, что мы все расселись по своим норам, считая, что ни на что, кроме своих частных дел, мы повлиять не в состоянии, а ведь это очень серьёзное заблуждение, которое может довести до больших проблем. Нация не может существовать с опорой на норных индивидов, которые семенят по жизни унылой тенью. Нация живёт голосом своих людей, большим делом, которое у них есть. В то же время человеку, помимо ощущения своей личной автономности, крайне необходимо переживание своей включённости в общий строй нации, чтобы не чувствовать потерянность, не быть заблудившимся. В этой включённости есть его благо: он становится не просто тенью, а исторической личностью, прикасаясь к истории, а значит, и вечности, а также есть и ответственность, ведь именно от него отчасти зависит целое.
– А что от этого изменится? – твердим мы себе без конца, всё глубже зарываясь с песок своих иллюзий.
«Пора окончательно избавиться от патерналистских иллюзий и начать своими руками обустраивать Россию. Иного решения не существует. Никто этого не сделает за нас» – этими словами заканчивается книга Александра Казинцева «Возвращение масс». Мироощущение с девизом «никто кроме нас», принятие ответственности за всё происходящее лично на себя – вот что сейчас нам крайне необходимо, чтобы избавить страну от инерций разложения, от вирусов распада и начать этап её нового возрождения, да и чтобы самому себе вновь обрести чувство собственного достоинства, которое не измеряется количеством «бабок» в кармане.
Статья очень актуальная. Единственное, с чем я категорически не согласна — это с термином Масса,сущностное свойство которой — инертность — противоречит, какому-либо самостоятельному действию!
Массы возьмутся, массы сделают-бред сивой кобылы.
Отдельные личности массы могут изменить только,что то, для себя, но не в системе. А масса из отдельных личностей без лидера, это как армия без командиров, т.е. кто в лес, кто по дрова. Голос масс звучит только под палочку дирежёра или это просто раздражающий ор, не более.
Так сами погружают сознание масс в сонное состояние, а потом требуют активности? Тем более судить и править это одно и то-же. Все судьи прекрасно знакомы с властными структурами и поддерживают друг-друга. Нет технологий и процедур когда воля народа воплощается в законах. Тем более народ так легко одурачить телевизором.